Аналитическая документация

Работа куратора по адаптации учащихся

Адаптация - это приспособление человека к изменяющимся условиям существования.

Адаптация учащихся в группе — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В решении этой проблемы участвует весь педагогический коллектив лицея, но главная роль отводится мастеру и куратору. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль — учащийся, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее учащиеся освоят свою новую роль. В момент адаптации происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения.

Для оптимальной адаптации важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень запросов и самооценки; способность к сознательной регуляции своего поведения в новых условиях.

Процесс адаптации учащихся связан с такими трудностями, как:

1. Переживания, связанные с уходом из школы;

2. Недостаточная мотивация к выбранной профессии;

3.Отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы;

4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

5. Страх публичных выступлений перед своими одногрупниками и  преподавателями;

6. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Работа куратора и мастера по успешной адаптации строится на решении этих проблем. Учитывая рекомендации службы СППС, выбираются наиболее эффективные формы взаимодействия с учащимися.

В своей работе куратора я уделяю особое внимание следующим моментам:
1. Знакомство с учебным заведением. В первый день учебы рассказываю об истории лицея, его выпускниках, знакомлю  с расположением учебных кабинетов, библиотеки, столовой, спортивного зала. Это необходимо для того, чтобы ребята с первых дней чувствовали себя комфортно в учебном заведении.

2. Выявление в ходе индивидуальных бесед у ребят качеств, способностей, умений, которые могут получить положительную оценку в коллективе, и всяческое их развитие. Много таких случаев, когда ребята по-новому открывают себя именно в новом коллективе, т.к многим проще показать себя на сцене или спортивном состязании в еще малознакомом коллективе, нежели в школьном, где их хорошо знали и где существовало определенное отношение к ним.

3. Проведение в ученическом коллективе  разъяснительной работы о недопустимости насмешек или других форм третирования, если у ребенка есть какие-либо внешние недостатки (например, полнота, веснушки, близорукость и т.п.), решительная борьба с подобными проявлениями.

4. Строгий контроль за соблюдением режима, выполнением требований педагогов, общественных заданий с соответствующей оценкой и систематическое поощрение за успехи. А также постепенное приучение к правильному отношению к критике.
Этот момент очень важен. Подростки болезненно реагируют на любую критику. Они могут замкнуться в себе или, напротив, стать агрессивными. Чтобы этого не произошло важно объяснить учащемуся, что критика - это дружеское участие старшего, более опытного человека в его жизни, а не отрицательное отношение к нему.
5. Важную роль в адаптации играет подготовка и проведение различных спортивных и культурных  мероприятий, которые позволяют сплотить коллектив.

Успех воспитательной деятельности зависит от знания куратором личностных особенностей, лидерских качеств, интересов, ценностей, потребностей учащихся, их состояния здоровья, взаимоотношений в учебной группе, микроклимата в семье, ближайшего окружения вне стен учебного заведения. Чтобы побольше узнать о своих подопечных я работаю не только с документами (соц. паспорт, собеседование, личные дела учащихся), но и использую такие методы как анкетирование, тестирование, коллективные и индивидуальные беседы с учащимися, родителями, педагогами.

Важную функцию в работе куратора выполняют классные часы. Именно на классных часах, во время общих обсуждений насущных проблем, ребята лучше узнают друг друга и раскрываются сами. Такие темы, обсуждаемые с подростками, как «СПИД – проблема всего человечества», «Наркомания – знак беды», «Что я значу для себя - кто значим для меня?» заставляют их задуматься о будущем, о своей роли в жизни и своей значимости для себя и других. Участие в акциях «Брось сигарету, съешь конфету!», «Милосердие», регулярно проводимых в лицее, позволяют первокурсникам по-новому увидеть окружающий их мир и проблемы «взрослой» жизни.

При использовании этих методов нельзя забывать о педагогическом такте и конфиденциальности: любые методы сбора информации должны проводиться с соблюдением уважения к личности; любое исследование должно проводиться с согласия учащегося, результаты анализа не подлежат разглашению.
Итогом и показателем успешной деятельности куратора является дружная группа, которая успешно сдает сессии, активно ведет общественную деятельность, побеждает в конкурсах, спортивных мероприятиях

 

 

Методические рекомендации

Планирование воспитательной работы в учебной группе с использованием результатов мониторинга уровня воспитанности учащихся


У педагога сегодня разносторонний спектр функций, главная из которых     воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь,  говорим о содержательной деятельности куратора группы.
Куратор, наряду с мастером п/о несет ответственность за целевую воспитательную работу в группе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности ученического коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Куратор определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности. Необходимость конкретизации стратегических задач приводит куратора к необходимости планирования воспитательной работы. 
Планирование воспитательной работы в группе представляет собой совместную деятельность куратора, мастера п/о, учащихся и родителей, в ходе которой определяются цели, содержание и формы организации воспитательного процесса.
Чтобы успешно осуществить планирование необходимо последовательно выполнить действия по следующему алгоритму:
1.                  Педагогический анализ состояния и результатов воспитательной работы в группе за прошедший учебный год.
2.                  Определение куратором модели плана воспитательной работы на следующий учебный год.
3.                  Моделирование куратором образа учащегося, жизнедеятельности группы.
4.                  Коллективное планирование жизнедеятельности группы.
5.                  Уточнение, конкретизация целевого, содержательного, организационного и оценочно-диагностического компонентов воспитательной деятельности, оформление плана воспитательной работы
Куратору важно использовать существующие следующие подходы к планированию:
·                     целенаправленность плана;
·                     учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в ученическом коллективе;
·                     преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;
·                     реальность;
·                     разнообразие форм и методов;
·                     творческий характер планирования.
План воспитательной работы куратора может состоять из шести разделов:
1.                  Анализ воспитательной работы за прошедший год.
2.                  Цели и задачи воспитательной деятельности.
3.                  Основные направления и дела группы.
4.                  Индивидуальная работа с учащимися.
5.                  Работа с родителями.
6.                  Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в группе.
Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год позволяет наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на следующий учебный год. Куратор  вправе анализировать результаты воспитательного процесса в соответствии со своей авторской концепцией. Примерная программа анализа воспитательной работы в группе, предложенная Е.Н.Степановым.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в группе в прошедшем году:
Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действен­ность идей, которые выдвигались при планировании.
Правильность выбора основных направлений, содер­жания, форм и методов работы, средств педагоги­ческого влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
2.Анализ развития учащихся группы:
·               Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, ка­кие факторы повлияли на это в большей мере).
·               Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллек­туальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.
·               Уровень знаний, умений и навыков учащихся группы, их успеваемость (желательно сравнить с резуль­татами предыдущих лет).
·               Изменения в мотивационно-потребностной сфере (ди­намика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности группы, колледжа, про­явления «новых» потребностей и т.д.).
·               Сформированность у учащихся потребности занимать­ся самовоспитанием.
·               Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, уме­ния благотворно влиять на социум, а в итоге — развитие культуры жизненного самоопределения).
·               Успехи и достижения учащихся группы, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления ин­дивидуальных особенностей учащихся группы.
·               Учащиеся группы риска (их индивидуальные особен­ности, потребности, ведущие мотивы поступков; вли­яние на них ближайшего социального окружения; наи­более действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учащихся).
3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:
·                      Особенности отношений учащихся группы с окружа­ющим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учеб­ный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?
·                      Основные ценностные ориентации учащихся группы, особенности отношения учащихся к людям, к труду, учебе, колледжу, избранной профессии и т.д.
·                      Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на про­цесс и результат социализации подростков?
·                      Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, твор­ческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?
·                      Какую роль в социальном развитии каждого учащегося играет учебная группа?
4.                                                                                                                                     Анализ развития коллектива учебной группы:
·                      Социально-психологический микроклимат. Ка­кие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравствен­но-психологического климата в группе: характер взаи­моотношений учащихся (тактичность, вежливость, вни­мание и уважение друг к другу, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к преподавателям, мастерам п/о, колледжу, доминирующий эмоциональный настрой учащихся группы, особенности общения в коллективе.
·                      Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры группы, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой дея­тельности в нем, степень включенности учащихся в жизнедеятельность группы, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.
·                      Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, са­мостоятельность, участие в самоуправлении группы).
·                      Изменения состава группы, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в ученическом коллективе.
·                      Особенности общественного мнения и его вли­яние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мнение в группе?
5.                   Анализ организации и эффективности воспитательной  работы в группе:
·                       Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В ка­ких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?
·                      Насколько удачной оказалась последовательность групповых мероприятий в прошедшем учебном году?
·                      Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?
·                      Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению коллектива?
·                      Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наибо­лее положительно повлияли на развитие учащихся?
6.          Анализ участия учащихся группы в жизнедеятельности группы:
·                      Основные мотивы участия учащихся группы в общеколледжных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность колледжа, актив­ность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности колледжа).
·                      Участие учащихся группы в ученическом самоуправле­нии, организаторской деятельности, работе  кружков, секций, клубов и других объедине­ний; влияние этой деятельности на воспитание и раз­витие личности учащихся.
7.          Анализ педагогического взаимодействия с семьями уча­щихся и с родительским активом:
·                      Частота и характер контактов с семьями учащихся.
·                      Изменение отношения родителей к колледжу за учебный год.
·                      Влияние родителей учащихся на воспитательную де­ятельность группы (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации мероприятий).
·                      Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в группе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого).
·                      Результативность организации родительских собра­ний.
·                      Эффективностъ индивидуальной работы с родителями.
·                      Особенности взаимодействия с родительским акти­вом .
·                      Результаты педагогических наблюдений за воспита­нием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
·                      Взаимодействие с «проблемными» семьями, требую­щими особого внимания педагогов и СППС.
8.          Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися :
·                      С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществ­лялось воспитательное взаимодействие?
·                      Кто из взрослых, работавших с учащимися группы, оказывает значительное влияние на воспитание и раз­витие личности учащихся?
·                      В какой мере куратору удалось орга­низовать взаимодействие педагогов, обучающих и вос­питывающих учащихся группы?
·                      Какие методы педагогического взаимодействия взрос­лых были наиболее эффективными?
9.          Выводы:
 об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
 об отрицательных моментах в организации жизни группы и воспитании учащихся;
 о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
 о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
10. Приложение к анализу воспитательной работы может содержать следующее:
·                      Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирований, опросов и т.д. за прошедший год.
·                      Сведения о проведении и результатах отдельных ме­роприятий, акций или отдельных периодов жизни группы.
·                      Другие аналитические материалы.
Что касается целей воспитания на уровне группы, их определяют, отдавая предпочтение тому или иному средству воспитания или создавая комплексную программу воспитания. Наиболее предпочтительными могут стать:
·                     Включение учащихся в различного рода творческую деятельность.
·                     Формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности.
·                     Приобщение подростков к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам.
·                     Включение учащихся в современные формы хозяйствования.
·                     Формирование профессиональных компетенций.
·                     Организация культурно-досуговой деятельности и др.
В плане работы куратора наряду с целями формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели, которые позволяют достичь поставленную цель.
Основными задачами в дея­тельности педагога могут быть следующие:
·                       Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности учащихся.
·                      Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитан­ников.
·                      Создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе.
·                      Создание условий для успешного самоутверждения каждого воспи­танника в формах общественно полезной деятельности и обществен­но приемлемого поведения, обретения каждым необходимого соци­ального статуса в среде сверстников.
·                      Создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценностей, смыс­ла жизни, ясных целей пребывания в колледже и дальнейшей трудовой деятельности.
·                      Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовос­питания.
Куратор определяет цели и задачи с учетом  целевых установок колледжа, мнения учащихся и их родителей, исходя из особенностей каждой учебной группы специфики ее жизнедеятельности.
Основные направления воспитательной деятельности  группы необходимо определять, опираясь на  Концепцию воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программу воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Куратор должен руководствоваться в своей деятельности методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь по организации воспитательной работы на учебный год. В планировании жизнедеятельности группы должны быть задействованы как минимум три стороны: учащиеся, педагогические работники, родители на основе добровольного согласия. Важно участие в планировании и других людей, которые интересны учащимся.
При планировании воспитательной работы с учащимися куратору необходимо учитывать  следующее:
·                          Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся
·                          Каждое планируемое мероприятие должно решать определенные задачи
·                          В планировании отвести важное место традиционным мероприятиям
·                          Внеурочные мероприятия должны быть разнообразными по форме, по содержанию, интересными и развивающими
·                          Планирование должно учитывать даты, традиции, связанные с историей страны, города, села, района, колледжа и т.д.
·                          При выборе форм и способов работы куратор должен отдавать предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и их родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в группе
·                          Важно правильно определить сроки осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение

Для получения большей  результативности  воспита­тельной работы с учащимися и родителями можно предложить им ответить на ряд вопросов с целью изучения их отношения к делам группы. Целесообразно проводить такое исследо­вание не в начале учебного года, а в конце, когда подводятся итоги  года, определяются задачи будущей деятельности группы и куратораМожно, например, предложить учащимся вспомнить все дела, в которых они участвовали,  а затем попросить определить из этого списка дел: а) самые инте­ресные; б) самые значимые для учащегося; в) самые скучные; г) самые по­лезные. Полученная информация дает возможность  куратору заранее предположить, что можно включать в план воспитательной работы.
Остановимся на таких важных воспитательных мероприятиях как час куратора и информационный час.
Час куратора – это воспитательное мероприятие,  специфика которого в том, что он есть форма прямого общения куратора со своими воспитанниками. Но это не урок. Это разговор «по душам» и  уточнение ценностей, это совместное переживание случившегося, это полезная информация, которую нельзя получить на уроках, это сбор коллектива для выработки плана участия группы в обшеколледжном мероприятии, это психологический тренинг по каким-либо проблемам общения и т.д. Часы куратора можно систематизировать следующим образом:
·              Час куратора – организованный, как способ коллективного планирования дела;
·              Час куратора – как разрешение возможного конфликта;
·              Час куратора  – плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за полугодие;
·              Час куратора– как беседа по психолого-педагогическим проблемам учащихся;
·              система часов куратора для реализации определенной образовательной программы («Познай себя», «Общение и этикет», «Права гражданина и человека», «Основы семейного мира», « Азы рыночной экономики» и др.).
Одной из форм воспитательной работы с группой является информационный час по формированию у учащихся политической культуры и коммуникативных умений, собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего города, района. Информационный час помогает учащимся применить полученные на уроках знания, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские умения. Главное назначение информационного часа— усиление идейной направленности воспитательной работы с учащимися.
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

·             Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.
·             Тематические информационные часы знакомят учащих­ся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населе­ния, профессионалов.
Куратор  при подготовке информационного часа должен знать:
·             Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной.
·             Информационный час должен быть мобильным. Информация, которую подготовили куратор, мастер п/о и учащиеся должна быть интересной и ненавязчивой.
·             Информация, которую предлагают подростки и куратор, должна быть оперативной и неизвестной всем в группе. Если педагог хочет заранее знать, что приготовили учащиеся, с чем они хотят выступать, он может заранее побеседовать с учащимися один на один.
·             Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы).
Основными формами работы во время информационного часа могут стать:
·                       газетные сообщения; пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
·                      работа со словарем и справочной литературой;
·                      работа с политической картой мира и глобусом;
·                       комментированное чтение газетных и журнальных материалов; формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них; просмотр и обсуждение телематериалов.
Формами проведения  информационных часов могут быть:
·                       викторина (обзорная и тематическая); информационный ринг;
·                       конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов; пресс - конференция;
·                       встречи с интересными людьми и редакционными коллегиями;
·                       праздники газет и журналов; вечера вопросов и ответов;
·                       дискуссии;
·                       путешествие во времени (история создания газет и журналов);
·                       рекламная акция.
Индивидуальная работа с учащимися  работа по развитию индивидуальности, которая предусматривает изучение куратором  личности учащегося и пути ее преобразования, педагогического воздействия в целях корректировки влияний на учащихся и группу при взаимодействии с педагогами, родителями, специалистами. Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития каждого подростка. Опора на положительное  главный принцип в индивидуальной работе с учащимися. Вовлечение воспитанника в процесс совершения морально-ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Эта работа предполагает включение воспитанников в коллективную, творческую общественно-полезную деятельность.
Программа действий куратора по реализации индивидуального подхода к воспитаннику может быть представлена следующими этапами:
1.      Изучение личности, выявление причин отклонений в поведении подростка.
2.      Выбор методов и форм нравственной переориентации личности воспитанника, разработка программы деятельности по реализации индивидуального подхода.
3.      Работа с воспитанником по разработанной программе.
Изучение личности учащегося проводится с помощью ряда методик: наблюдения, анкетирования, беседы, интервью, обобщения независимых характеристик, изучения и анализа документации, анализа поступков и деятельности в различных ситуациях, видах деятельности.
Наиболее эффективными направлениями и видами индивидуальной работы куратора с целью коррекции поведения учащихся являются:
·                      Изучение индивидуальных способностей учащихся, специфики условий и процесса их развития.
·                      Оказание помощи в организации положительных связей в колледже школе и вне его.
·                      Помощь в налаживании взаимоотношений в семье подростка.
·                      Привлечение учащегося к общественной работе, в кружки познавательного характера, к занятиям в спортивных секциях, в различных видах общественного труда и т.д.
·                      Направление на обследование, лечение (с согласия родителей).
·                      Тактичный контроль за соблюдением режима, выполнением требований педагогов, общественных заданий.
·                      Поручение нужных для коллектива дел с постепенным их усложнением.
·                      Постепенное приобщение учащихся к роли организатора в общественной работе.
·                      Оказание при необходимости помощи подростку в учебной работе.
·                      Нейтрализация отрицательного влияния ровесников или взрослых на подростка, разрушение нежелательных связей.
·                      Установление межличностных контактов с каждым ребенком.
·                      Создание условий для развития личности учащегося.
·                      Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности группы, отношениях с педагогами, выполнении норм поведения в колледже  и вне его.
·                      Взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологическими и другими службами с целью проектирования развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном, физическом развитии их личности.
·                      Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию.
·                      Диагностика результатов обучения, воспитания, развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.
Для того, чтобы куратору спланировать работу с отдельными группами учащихся, необходимо объединение некоторых учащихся в группы по определенным критериям. Например,  пассивных, не желающих при­нимать участие  в обществен­ной жизни учащихся куратор должен привлекать к жизни коллектива,  найти им дело по ду­ше. Формирование активной жиз­ненной позиции куратор будет осуществляться через постоянную  поддержку и поощрение, выполнение посильных  поручений.
Одной из задач куратора является координация совместных усилий семьи и колледжа по воспитанию учащихся, созданию единой воспитательной среды.  Основными направлениями в работе с родителями следует считать:
         педагогическое просвещение родителей;
         коррекцию семейного воспитания;
         совместную деятельность куратора, мастера п/о с семьей по воспитанию детей;
         защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, колледже, в микрорайоне.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предусматривает:
·                                             организацию секций, кружков, клубов, студий;
·                                             совместные творческие дела;
·                                             помощь в укреплении материально-технической базы;
·                                             работу органов самоуправления;
·                                             шефство над неблагополучными семьями, подростками.
В работе с родителями куратором могут использоваться разнообразные формы:
·        массовые (родительские собрания, родительский лекторий, конференции, практикумы, обмены опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, совместные с детьми праздники, дни коллективного отдыха, посещения учреждений культуры, походы, экскурсии, трудовые дела и др.);
·        групповые (родительский комитет, клуб общения, тренинг родительского взаимодействия, консультация, практические занятия, беседа и др.);
·        индивидуальные (консультация, беседа, поручение, посещение семьи и др.).
Дифференцированный подход в работе куратором  строится на груп­пировке семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, учащихся группы.
Изучение состояния и эффективнос­ти воспитательной работы в группе  позволяет куратору на основе анализа информации о развитии личности уча­щихся, формировании коллектива группы, состоянии и ре­зультатах воспитательного процесса определять целесообразность педагогической деятельности.
Таким образом,  объектами исследования состояния и эффектив­ности воспитательной работы в группе могут быть избраны:
а) воспитанность учащихся;
б) сформированность ученического коллектива:
в) удовлетворенность жизнедеятельностью в группе у учащихся и их родителей.
             В данной работе куратору следует воспользоваться диагностическими разработками ученых.

Эффективность       воспитательной       работы определяют:
·           уровень организации ученического коллектива как в учебной, так и во внеучебной работе (дисциплина, порядок, четкая организация само­обслуживания, обязательность выполнения заданий ученического коллектива и органов ученического самоуправления);
·           уровень учебной мотивации у учащихся группы (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими, активность участия во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т.п.);
·           разнообразная и интересная для внеурочная жизнь группы: походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические часы куратора, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т.п.;
·           постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением куратора изучить уровень воспитанности учащегося и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием;
·           уровень развития ученического коллектива (его сплоченность: поддержка друг друга, заинтересованность в делах группы, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах группы и колледжа; воспитательное влияние коллектива на его членов);
·           степень развития сотрудничества группы с куратором и мастером п/о (уровень взаимного доверия, степень включенности куратора в делагруппы, наличие актива и взаимодействия актива и куратора, взаимное развитие инициативы и творчества);
·           контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе;
·           глубина и серьезность работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания, оказания им поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них;
·           комфортность и защищенность каждого воспитанника в группе и колледже.
В арсенале современного педагога богатые и разнообразные методики научного исследования – педагогические, психологические, социологические и др. Они стали доступны педагогу и с введением в школу психологической службы. Куратор  должен выбрать те или иные методики в зависимости  от цели изучения учащихся, ученического коллектива, хода и результативности воспитательного процесса, группируя их по своему усмотрению, превращая их в методы воспитательного воздействия.
     

Примерный перечень видов организационно-воспитательной деятельности.

1.     Индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися и их родителями:
·                      изучение личности каждого учащегося и коллектива группы;                  
·                      проведение индивидуальных бесед с учащимися;
·                      проведение кураторских или воспитательных часов;
·                      проведение собраний по текущей и итоговой успеваемости и поведению;
·                      проведение информационных часов;       .
·                      изучение условий проживания в семье;
·                      проведение родительских собраний;
·                      организация   выпуска   газеты   группы;
·                      проведение мониторинга уровня воспитанности учащихся;   
·                      планирование работы куратора.
2.     Организация культурно-массовой работы с учащимися:
·                   организация и проведение экскурсий в учреждения культуры (музеи, выставки и т.д.);
·                   организация и проведение культпоходов в театры, кино, на концерты, футбол и т.д.);
·                   организация и проведение туристических походов и поездок;
·                   участие в шествиях, манифестациях и демонстрациях, санкционированных и поддерживаемых органами исполнительной и распорядительной власти;
·                   организация и проведение дискотек, тематических вечеров, встреч с известными и знаменитыми людьми;
·                   проведение тематических викторин, огоньков, диспутов, круглых столов и др.;
·                      участие в подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий учебного заведения: фестивалей, конкурсов, смотров, спартакиад, праздников, акций и пр.;
·                   организация и проведение мероприятий по развитию технического и художественного творчества учащихся.

3. Организация общественно-полезной деятельности учащихся :
·  организация и проведение санитарной уборки учебного кабинета;
·  организация и проведение субботников по озеленению и уборке территории лмцея и общежития;
·                      содействие развитию органов самоуправления учащихся. Организация учебы актива;
·                      уход за могилами известных людей и воинских захоронений;
·                      организация и ремонт мебели и оборудования, используемого в учебно-воспитательном процессе;
·                      шефство над ветеранами войн и труда;
4.   Организация   работы   с   учащимися   по   здоровому   образу   жизни   и профилактике противоправного поведения. Работа с семьей:
·                          подготовка и проведение мероприятий по здоровому образу жизни;
·                                              проведение мероприятий, направленных на искоренение вредных привычек среди учащихся ;
·                         организация    встречи   учащихся    с    санитарными    врачами,    наркологами, сексологами и др. по проблемам здорового образа жизни;
·                        подготовка  и   проведение  мероприятий   по  профилактике  противоправного поведения учащихся;
·                        организация мероприятий по безопасному поведению учащихся и т.д.


Комментариев нет:

Отправить комментарий